почитать (скачать книгу) послушать подкаст посмотреть видео
платные консультации в Skype
(ищи по нику - nepovinnyh)
бесплатные консультации Вконтакте

психолог/логик Игорь Неповинных
изменение ХАРАКТЕРА
я учу не бояться жизни, а наслаждаться ею;)


изменить характер
через skype

для прошедших курс
изменения характера

пройти обучение на
психолога/логика

прошедшие обучение
на психолога/логика

узнать обо мне

Что такое РЭПТ?

На настоящий момент разработано не так много словесных (когнитивных) направлений в психотерапии, но среди них уже есть эффективные. Наиболее эффективное направление в когнитивной психотерапии разработал Альберт Эллис. О его методике, как примере, эффективной словесной психотерапии я и поведу речь.

По мнению Альберта Эллиса, основной причиной большинства психологических проблем является завышение требований человека к самому себе и практика показала, что Эллис прав. Эллис стал одним из самых эффективных психотерапевтов в Америке. Помогло ему в этом РЭПТ, система психотерапии, которую он разработал сам. Эллис начинал с психоанализа, как и все психотерапевты в 40-50 годы, но, со временем, разочаровался в эффективности психоанализа и начал создавать своё направление, которое, после многих переименований приобрело название «рационально-эмоциональной поведенческой терапии». РЭПТ основано на когнитивной, то есть, словесно-логической, технике работы. Базируется РЭПТ на следующих принципах:

1) Человек с рождения наделён возможностью мыслить, как позитивно («я хороший», «я молодец», «у меня получится», «я смогу» и т.д.), так и негативно («я плохой», «я бездарность», «у меня ничего не получится», «я не смогу» и т.д.). Позитивное мышление Эллис назвал рациональным, потому что оно помогает жить, негативное иррациональным, потому что оно мешает жить.

2) Следовательно, гибкость мышления позволяет человеку самому выбирать «как мыслить» - позитивно (рационально) или негативно (иррационально).

3) Основную проблему создания иррациональных мыслей Эллис видел в догматическом мышлении, в котором превалируют, такие слова-установки, как: «я должен», «я обязан», «мне обязательно надо» и т.п. Догматичность этих установок выражается в том, что человек не оставляет себе выбора.

4) Противоположностью иррациональных мыслей являются рациональные мысли, которые основаны на проявлении человеком своего желания («я хочу это»), но принятие возможности, что есть шанс (вероятность) его неосуществления («но, есть вариант того, что я не получу этого»).

5) Психотерапия заключается в том, что бы заменять иррациональные установки на похожие, но рациональные. Например, установка «я должен» заменяется на установку «я хотел бы», установка «я обязан» на «я мог бы», установка «мне надо» на «мне хотелось бы» и т.д. Проще говоря, жёсткие установки («мне нужно это во, что бы то ни стало») заменяются на более мягкие («мне очень хотелось бы заполучить это, но если этого не произойдёт, то жизнь не заканчивается»). Более мягкие (гибкие) установки оставляют человеку а) право на собственную ошибку и б) позволяют не сильно расстраивается, если планы рушатся из-за ошибки кого-то другого или когда обстоятельства просто не складываются, как хотелось бы.

Для переработки иррациональных мыслей в рациональные Эллис разработал специальную модель, которую назвал «А-В-С». В ней:

А – activating events – это ситуация, которая произошла с человеком (получил пятёрку или двойку, устроился или уволился с работы, подружился или поругался, женился или развёлся и т.д., в общем, любая ситуация)

В – beliefs – это то, как человек реагирует на произошедшую ситуацию. Реагировать человек может позитивно (это хорошо, в этом есть плюсы, мне полегчало, жизнь стала лучше), нейтрально (как всё было, так и осталось, ничего толком не поменялось), нормально негативно (это плохо, всё стало хуже, теперь жить стало труднее) и ненормально негативно (это конец, я обречён, теперь жизнь бессмысленна, всё бесполезно, я никогда не выберусь из этого и т.д.)

С – consequences – следствие, то, как человек чувствует себя после произошедшей ситуации и реакции на неё («я испытал радость», «я был в гневе», «я почувствовал себя счастливым», «как будто груз упал с плеч», «как будто всё обрушилось в одночасье», «во мне родилась любовь», «я испытал злость», «я успокоился» и т.д.)

При этом, «С» зависит от «В», а «В» не может существовать без «А». Следовательно, если изменить «В», то изменится и «С», то есть, самочувствие человека.

Данная модель проявила себя на практике, как очень эффективная модель решения психологических проблем, потому что она проста в использовании и достаточно быстро (за несколько месяцев) даёт желаемый психотерапевтический результат, то есть, помогает человеку перенаправить мышление из негативного русла в позитивное.

Рассмотрим примеры РЭПТ, то есть, то, как психотерапевты применяют РЭПТ на практике. Первый пример (взят из книги Эллиса «Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии» и дополнен):

ТЕРАПЕВТ: Так какое основное чувство Вы испытали в данной ситуации?
КЛИЕНТКА: Полагаю, я была разозлена.
ТЕРАПЕВТ: Разозлена чем? (здесь терапевт, поняв «С» клиентки, выходит на «А»)
КЛИЕНТКА: Меня разозлило, что он не принёс открытку ко Дню Рождения (клиент рассказывает об «А»)
ТЕРАПЕВТ: И что же в этом спровоцировало Ваш гнев? (проверка истинности «А», как причины «С»)
КЛИЕНТКА: Ну… он обещал помнить
ТЕРАПЕВТ: То есть, потому что он не сдержал обещание?
КЛИЕНТКА: Я почувствовала, что безразлична ему.
ТЕРАПЕВТ: Что в этом такого неприятного?
КЛИЕНТКА: Он может бросить меня.
ТЕРАПЕВТ: И если бы это произошло? (Терапевт продолжает раскладывать цепочку, что бы дойти до самой сути проблемы)
КЛИЕНТКА: Я бы осталась одна.
ТЕРПЕВТ: И если бы Вы остались одна?
КЛИЕНТКА: Я бы этого не пережила (цепочка разложена до конца, так как произошёл выход на иррациональное убеждение, которое психика не может воспринять).
ТЕРАПЕВТ: Хорошо, давайте вернёмся на минутку назад. Что бы Вас больше всего расстроило – случай с открыткой, невыполненное обещание, безразличие Вашего мужа, его уход или одиночество? (Терапевт помогает осознать клиентке суть её негативных переживаний, то есть, осознать «В»).
КЛИЕНТКА: Конечно, одиночество.
ТЕРАПЕВТ: Вы считаете, что не должны быть одиноки? (Начинается работа с «В»)
КЛИЕНТКА: Конечно, нет.
ТЕРАПЕВТ: А где написано, что Вы не должны быть одиноки?
КЛИЕНТКА: В смысле?
ТЕРАПЕВТ: Ну, если Вы уверены, что не должны быть одиноки, то этой уверенности должны способствовать какие-либо факты.
КЛИЕНТКА: Ну да…
ТЕРАПЕВТ: Какие факты обязывают Вас не быть одинокой?
КЛИЕНТКА: Ну, то, что я женщина. Любая женщина хочет быть с кем-то.
ТЕРАПЕВТ: Все женщины находятся с кем-то?
КЛИЕНТКА: Нет, не все.
ТЕРАПЕВТ: Почему, тогда Вы обязаны быть с кем-то?

То есть, на простой логике терапевт разрушает нереалистичное убеждение клиентки. Если клиентка принимает данную логику, то она понимает, что может хотеть, но не обязана быть, потому что между хотеть и быть есть разница. Данный подход помогает клиентке расслабиться (расслабить свою психику) и принимать отношения с мужчинами такими, какие они есть, то есть более естественно, без принуждения друг друга быть вместе.

Второй пример из той же книги и из личной практики Эллиса:

ЭЛЛИС: Почему Вы ДОЛЖНЫ сделать отличную карьеру?
КЛИЕНТКА: Потому что я очень сильно этого хочу.
ЭЛЛИС: Где доказательство тому, что Вы должны исполнить своё желание?
КЛИЕНТКА: Мне будет лучше, если я его исполню. (Карьера – гипотетическое «А» клиентки, которое вызывает «С» (волнение) в настоящем).
ЭЛЛИС: Да, возможно, это так. Но, как то, что Вы будете чувствовать себя лучше, доказывает то, что Вы должны быть успешной?
КЛИЕНТКА: Но, это то, чего я хочу больше всего на Свете.
ЭЛЛИС: Не сомневаюсь. Но, если мы возьмём 100 человек типа Вас, и все из них хотят сделать карьеру, жаждут этого больше всего на Свете и будут чувствовать себя лучше, если добьются своего – все ли они должны быть успешными? (Начинается работа над «В», то есть, над слишком серьёзным отношением к карьере).
КЛИЕНТКА: Если они хотят иметь какую-то радость в жизни, то должны.
ЭЛЛИС: В самом деле? У них вообще не будет радости в жизни, если они не сделают головокружительную карьеру? (Эллис расширяет взгляд клиентки на ситуацию, обращая её внимание на другие возможности)
КЛИЕНТКА: Ну, нет. Думаю, какая-то радость у них будет.
ЭЛЛИС: А мог бы, кто-нибудь из них иметь много радостей в жизни?
КЛИЕНТКА: Хм. Наверное.
ЭЛЛИС: Наверное?
КЛИЕНТКА: Ну, скорее всего, да.

Дальше, лучше всего, задать вопрос о том, что «если, скорее всего да, то, какие радости они могут иметь?» и клиентка начнёт поиск возможных радостей в своей жизни. Таким образом, через сравнение клиентки с гипотетическими людьми (о других людях легче говорить, чем о самом себе), Эллис приводит её к выводу, что неудавшаяся карьера не является эквивалентом неудавшейся жизни. Есть другие возможности для достижения радости, которые человек, при желании, может использовать. Если клиентка примет данную логику (она может этого не сделать, если испугается, что потеряет мотивацию к карьере, но следование старой логике делает её подверженной стрессу и неврозу в проблемные периоды жизни, потому что карьера «как по маслу», обычно, не складывается и будут периоды, когда она будет крайне переживать по поводу своей карьеры и эти периоды могут подорвать её психику, поэтому, если клиентка боится уменьшить важность своей карьеры, нужно замотивировать её, спросив, какой человек лучше строит карьеру – со здоровой психикой или подорванной? Ответ на этот вопрос очевиден, потому что в бизнесе нервы больше мешают, чем помогают и клиентка спокойно примет новую логику), то она расслабляется, то есть начинает более спокойно относиться к своей карьере, что повышает её стрессоустойчивой и позволяет строить карьеру более эффективно.

Как применять РЭПТ для самого себя?

Нужно начать с самого простого шага – отслеживать в своём потоке мыслей слова «должен», «обязан» и «надо». Как только у Вас в голове возникает одно из этих слов – это звоночек. Сразу задавайте себе вопрос: «Кому я должен (или обязан)?», «Кому это надо? Зачем ему это надо?». Эти простые вопросы быстро расставляют акценты и возвращают человека «в реальность», то есть, в объективное положение вещей.

Затем переводите эти фразы в более мягкие: «Я приложу максимум усилий», «Я буду стремиться», «Я хотел бы, но возможно всё», «Я буду рад, но и смертельно не расстроюсь». Оставляйте себе шанс сохранить здоровую психику при неудаче:)

Если человек будет выполнять эти простые шаги – сначала вопрос «кому я должен», потом перевод «я должен» в «я буду стараться», то он сделает большой шаг к сохранению здоровья своей психики и своего здоровья в целом, потому что, как известно, некоторые физические заболевания являются следствием психической дисгармонии (излишнего давления на себя).

я помогу тебе:

развить логику
и стать умнее

уважать себя и
не терпеть унижение

быть гибким и
найти своё призвание

стать честным перед собой
и избавиться от лени

успокоить нервы и
избавиться от страха

избавиться от депрессии
раз и навсегда

навсегда избавиться
от ПА и ВСД

укрепить психику и забыть
о психических расстройствах

избавиться
от ревности

правильно
выбрать мужа

начать жить
после измены

избавиться от
сексуальных проблем

избавиться
от одиночества

наладить
отношения в семье

наладить
отношения с сыном

отделиться от родителей
и стать самостоятельным
2015 (c) Игорь Неповинных
город Ейск, skype - nepovinnyh